Введение во храм Пресвятой Богородицы. История праздника

Введение во храм Пресвятой Богородицы. История праздника

Введение во храм Пресвятой Богородицы. История праздника

4 декабря Русская Православная Церковь празднует Введение Пресвятой Богородицы во храм.

О событии, празднуемом сегодня Православной Церковью можно говорить как о символе, предзнаменовании, божественном намеке на великое грядущее событие Рождества Христова. Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести - войти в ту, часть Храма, которая называлась у древних иудеев «Святая святых». Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью.

Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святое святых» было вопиющим нарушением закона благочестия древних иудеев, сам Захария - священник, сделавший это, - имел право заходить эту часть храма только раз в году.

Иерусалимский храм, восстановленный после Вавилонского плена, называли вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, - она исчезла.

Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете». Но шли годы, ничего не происходило, Святое Святых, место где некогда хранился «Ковчег Завета» пребывало пустым.

Здесь, как и во многих других случаях, мы имеем дело не столько с историческим фактом, сколько с образным, символическим осмыслением событий. Вот что говорят об этом отцы Церкви. То, что Святое Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества. Девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим. И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.

Храм продолжал оставаться центром всей духовной жизни израильского народа. Кроме священников и других служителей при храме жили назореи - мужчины и женщины, давшие обет служения Богу. Они воздерживались от употребления опьяняющих напитков, не стригли волос, выполняли посильную работу в храме и получали необходимое пропитание. Обыкновенно назорейство принималось добровольно по разным побуждениям и продолжалось какое-то заранее определенное время.

По прошествии же срока обета назореи приносили жертву Богу, стригли волосы и возвращались в свои семейства. Но иногда обет назорейства давали родители за своих детей, особенно если эти дети были долгожданные и о появлении их на свет горячо молились.

Так было и с Девой Марией. Она была обещана, посвящена Богу еще до Своего рождения. Она едва научилась говорить, была слишком мала для глубокого понимания предметов веры, но в ней была неподдельная тяга к пребыванию в храме с Богом. По выражению святых отцов Церкви, Богоотроковица «младенчествовала плотью, но была совершенна душою», «трилетствовала телом и многолетствовала духом». По тому-то святые родители, несмотря на то, что Мария была вымоленным ребенком, отдали ее в Храм в три года.

Предание повествует, что в Назарете к обряду посвящения приглашены были все родственники и знакомые родителей Богородицы. Торжественно украшенная процессия, сопровождавшая девочку Марию, двинулась из Назарета в Иерусалим: впереди шествовали с зажженными свечами, напоминая великолепный звездный круг, юные девушки, поющие псалмы Давида, за ними Иоаким и Анна, которые вели за руки свою Дочь. Замыкали процессию родные и знакомые.

Три дня с краткими остановками для отдыха двигалось это торжественное шествие, пока наконец процессия не достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с первосвященником Захарией. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами: «Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь - радость и веселие мира». И первосвященник принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя». И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать.

«Пречистый храм Спасов сегодня вводится в Дом Господень», и в этом введении раскрывается как бы главный смысл ветхозаветного храма и совершается его преодоление - введение во храм знаменует завершение Иерусалимского храма как места обитания Бога.

В пустующее Святое Святых храма, главного священного центра религиозной жизни, вводится Дева Мария и человек сам становится Божиим храмом. Ее тело есть храм, Чистота ее души и ее верность Богу - плод усердного стремления к святости поколений еврейских праведников до Нее, их ожиданий спасения. Дева Мария становится источником спасения и соединения людей с Богом.

Все справки>>


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Введение во храм Пресвятой Богородицы. История праздника" в других словарях:

  • Рождество Пресвятой Богородицы — Статья о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Осенины Рождество Пресвятой Богородицы …   Википедия

  • Благовещение Пресвятой Богородицы — У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенье (значения) …   Википедия

  • Благовещенье Пресвятой Богородицы — «Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430 1432, Прадо. На заднем плане  архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения, (от результатов которого будет спасать человечество зачинающийся в этот момент Иисус). Мария трактуется как… …   Википедия

  • Покров Пресвятой Богородицы — У этого термина существуют и другие значения, см. Покров (значения). Покров Пресвятой Богородицы …   Википедия

  • Успение Пресвятой Богородицы — Успение Богородицы «Успение Богоматери». Икона Феофана Грека Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Вознесение Богородицы Установлен …   Википедия

  • ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл. Основан в нач. XIII в. Точное время и обстоятельство устроения Е. м. неизвестны, летописных сведений об этом не сохранилось. Принятая в исторической лит ре дата основания 1207 г …   Православная энциклопедия

  • Пояс Пресвятой Богородицы — Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (XVII век, Русский музей) …   Википедия

  • АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — в Новгороде, на правом берегу р. Волхов. История Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон ря. 1113 1119 гг. Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон ря. 1113 1119 гг. Мон рь основан прп. Антонием Римлянином, согласно духовной… …   Православная энциклопедия

  • История Православия — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец …   Википедия

  • История праздников России — Российcкий календарь на январь 1912 года. История праздников России история развития системы праздников (памятных дней) в Российской империи (начало XX века), РСФСР и Российской Фед …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»